пятница, 26 ноября 2010 г.

Как мы создаем свою реальность, свой мир

источник

Если я, вдруг, с полной серьёзностью, стану утверждать что Земля плоская и покоится на спинах трёх слонов, а те, в свою очередь, стоят на спине у огромной черепахи, плывущей в безбрежном океане, то меня определённо сочтут сумасшедшим. Но не сожгут на костре.

А ведь когда-то за утверждение, что Земля-шар, и этот шар несётся в безбрежном космическом пространстве, запросто посылали на костёр, предварительно подвергнув еретика хорошо продуманным пыткам, чтобы отрёкся от заблуждений.

Впрочем, мы, люди, и сегодня готовы едва ли не умереть за свои убеждения, при этом нисколько не задумываясь, что наши убеждения основаны на восприятии, а восприятие, как отдельных людей, так и народов – отнюдь не бесспорная штука.

Древние индусы воспринимаемый нами мир называли «майя», что значит – иллюзия.

То есть мы живём в мире, которого на самом деле нет. Он существует только в наших головах или, точнее, в наших нервных системах.

Долгое время это утверждение я воспринимал, как метафору. Как намёк на то, что реальность мы все воспринимаем не одинаково. То есть все мы видим, что вот это – дерево, но каждый видит его по-своему. Условно говоря, кто-то видит его более зелёным, а кто-то – менее. Я утрирую, но, надеюсь, смысл ясен – дерево в обоих случаях всё-таки дерево, а не корова.

Более широкое знакомство с вопросом убедило меня, что наше восприятие далеко не так однозначно. И поучения классиков марксизма о материи, как объективной реальности, данной нам в ощущениях, вызвали серьёзные сомнения.

Потому, что реальность, которую мы НЕ ощущаем, остаётся реальностью. И потому, что до сих пор никто не может сказать, сколько и каких ощущений элементарно не проявляются в сознании. Экстрасенсы, например, осознают некоторые ощущения, которые недоступны обычным людям.

Незабвенный Хуан Матус, учитель Карлоса Кастанеды, называл всех людей «воспринимателями», имея в виду, что мы строим свой мир с помощью восприятия.

Каким образом получается, что мы воспринимаем дерево, как дерево?

Из потоков энергии, представляющих собой Реальность, мы отбираем некоторую незначительную часть. Нас учат этому с младенчества.

В самом простом случае это выглядит примерно так: «смотри, вон птичка на дереве сидит», – говорит мама своему ребёнку. Ребёнок реагирует на потоки энергии, представляющие собой звуки голоса мамы. Так формируется внимание. Затем внимание используется ребёнком для выделения из массы энергетических сигналов именно тех потоков энергии, которые в дальнейшем будут им интерпретироваться, как птичка и дерево. То есть «объекты». А те потоки энергии, к которым внимание не привлечено, будут служить «фоном» всю оставшуюся жизнь, если, конечно, мы осознанно не обратим на него внимание.

«Объекты», в дальнейшем, наделяются характеристиками и смыслами: «собачка – гав, гав». «Солнышко светит и греет». «Сосед Иван Иваныч – пьяница».

Так, с помощью стереотипов собственного восприятия мы «делаем наш мир».

Именно так возникают «вещи мира» в нашем сознании.

Однако, уверен, что наши ближайшие друзья из животного мира, например, собачки, те же «вещи мира» воспринимают совсем иначе, чем их хозяева-люди. И дело совсем не в монохромности зрения собачек. Просто мир у животных строится совсем иначе, чем у современных людей и, наверняка, животные используют те механизмы восприятия, которые были развиты в древности и у людей, но в условиях нашей цивилизации «уснули».

«Уснули», потому что нетренируемые органы деградируют. Деградируют и психические свойства, если их не тренировать специальным образом. В процессе же становления нашей цивилизации многие свойства нашей психики оказались ненужными. И мы об этом ещё поговорим.

В глубокой древности первобытный человек упрощал весь воспринимаемый мир до уровня развития своего ума. Именно поэтому всё бесконечное изобилие внешней Реальности становилось однообразным и монотонным.

Мы сами замкнули себя в аквариумный мир в рамках трёх измерений и даже Богу отвели вполне конкретное место, за пределами аквариума, где он за нами и наблюдает.

По сути, каждый человек, с момента рождения и до момента, когда он становится взрослым проходит все этапы развития человечества.

Как уже было сказано, первоначально ребёнок осваивает науку построения собственного мира с помощью взрослых. Он учится выделять объекты из фона, осваивает пространство, набивая шишки об эти самые объекты, и придаёт им то или иное значение, пока ещё чисто эмоциональное. И наконец, осваивает речь, чтобы с помощью языка навесить на все объекты своего мира ярлыки.

Дон Хуан Матус называл эти объярлыченные (осмысленные) объекты инвентаризационным списком человека.

Весь инвентаризационный список человека можно заключить в три аксиомы:

  1. То, как мы воспринимаем мир и есть лучший способ отражения его фундаментальных законов и позволяет создать наиболее соответствующее внешней реальности описание мира и человека в нём. (Ещё бы! Это понятие так хорошо уложено в наше подсознание, что, практически никогда, не вызывает ни малейших сомнений).
  2. Методы изучения внешнего мира с помощью необычных режимов восприятия и изменённых состояний сознания не являются научными. (Хотя, конечно, то, что демонстрируют настоящие экстрасенсы, порою весьма удивляет).
  3. Восприятие не может непосредственно воздействовать на физическую реальность.

Таким образом, получается, что

– реальны только те явления, которые происходят в рамках воспринятого нами мира (1).

- все впечатления нашей психики субъективны (2). (В самом деле, мало ли, что мне привиделось).

И уж конечно (3), наше восприятие никоим образом не может иметь прямого воздействия на окружающий мир, а только опосредованное.

Эти три аксиомы кажутся настолько ясными, что естественные науки и философия сделали их своим фундаментом. Однако фундамент этот изрядно трясёт со времён Эйнштейна и до сегодняшних дней. Трясёт, правда, только в мире науки.

Но наука сегодня ещё не готова покуситься на три аксиомы-святыни. Отчасти поэтому всё дальнейшее развитие человечества мыслится только в рамках технократической цивилизации. Мы придумываем для себя всё больше костылей и всё больше их совершенствуем.

В обычном же мире, далёком от науки, люди сохранили мышление на уровне плоского мира, покоящегося на слонах и черепахах, хотя и замечательно быстро привыкают к современным технологиям, тем самым костылям. Да и чудеса, демонстрируемые экстрасенсами, уже не производят особого впечатления.

Однако, почему так редки сомнения в реальности мира, созданного нашим восприятием?

Это происходит потому, что в младенческий период, когда мы обучаемся, мы особым образом открыты для такого обучения и все впечатления, пришедшие к нам из внешней среды, буквально впечатываются в бессознательную область нашей психики. Эти впечатления (импринты) не просто лежат мёртвым грузом, а активно влияют на наше восприятие мира, делая его жёстким и повторяющимся. Незаметно для себя мы становимся автоматичны.

Идя по улице, мы вдруг замечаем бросившуюся на нас собачонку. Мы отпрыгиваем в сторону с намерением сражаться или убегать, но потом с облегчением узнаём в «собачонке» скомканную газету, которую порыв ветра покатил в нашу сторону.

Наше восприятие создало мнимую опасность, но природные рефлексы привели к могучему биохимическому взрыву внутри нашего организма. Какая порция адреналина была впрыснута в кровь!

А ведь так работает наше восприятие в большинстве случаев. Очень часто мнимую опасность мы принимаем за настоящую и бурно реагируя, теряем энергию. Обругали на улице, поссорились с женой (мужем), девушка не пришла на свидание, получил плохую отметку на уроке, проиграл соревнования. Все эти ситуации мы оцениваем, как опасные. И хотя прямо они не угрожают нашей жизни и здоровью, реакция наша, порой острее, чем на мнимую собачку.

Добавим к этому постоянную рефлексию. Наши верования, внушённые нам в детстве, определяют выбор нашего восприятия. Мы попросту не способны воспринимать явления, противоречащие идеям, вложенным в нашу психику в младенчестве.

Отсюда, как мне видится, всё увеличивающееся количество болезней в мире и уменьшающаяся способность к самоизлечению. Отсюда отсутствие достойных целей в жизни большинства людей и сведение самой жизни к двум функциям – потребление-производство.

Виктор Пелевин замечательно описал в своём романе «Поколение Пи», как современный человек становится придатком так называемого орануса (по русски – «ротожопы»), возникшего в современном мире, благодаря специальному воздействию на наше восприятие.

Снять запреты с восприятия, смягчить его стереотипы и убрать шоры, сужающие наш мир до уровня бесконечного самоповторения, содрать ярлыки с невообразимого чуда, которым является Истинная Реальность – вот достойная задача для любого из нас в этой жизни и это подлинное уважение к человеческому духу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий